С наступлением информационной эпохи
самым актуальным и влиятельным стал фактор информации и ее обмена. В связи с
этим большое значение придается сети Интернет. Присутствие в информационном
поле, благодаря сети Интернет является сегодня не только критическим фактором
успеха, но и необходимым условием нормальной работы любой организации или
института. Сегодня говорят: «Нет в Интернете – нет в бизнесе»! Практические все
серьезные компании сегодня уже имеют корпоративные web-ресурсы. Количество
сайтов в сети Интернет растет астрономическими темпами и все сложнее и сложнее
становится компаниям бороться между собой за внимание посетителей собственных
web-ресурсов и будущих потребителей товаров и услуг. Привлечь и удержать
посетителя корпоративного сайта очень сложно. И здесь на помощь приходит такой
эффективный инструмент маркетинга, рекламы, PR, брендинга, как разработка
компанией отраслевого или тематического Интернет-портала.
Маркетинговые функции
отраслевого Интернет-портала
Отраслевой или тематический
Интернет-портал выполняет целый ряд важных для предприятия
производствеено-коммерческих функций. Наиболее весомыми являются все же
маркетинговые функции Интернет-проекта. Тезисно эти функции можно определить
следующим образом:
- Интернет-портал
– PR- и рекламная площадка предприятия, собственный медиа-канал и
информационный носитель подконтрольный предприятию.
- Интернет-портал
– торговая площадка (сеть интернет-магазинов, электронная биржа),
виртуальный канал товаропродвижения.
- Интернет-портал
– инструмент для сбора маркетинговой информации (статистика, опросы,
комментарии, отзывы).
- Интернет-портал
– инструмент развития отраслевой базы данных предприятия (контактные
данные, указываемые при регистрации).
- Интернет-портал
– инструмент продвижения продукции и услуг предприятия.
- Интернет-портал
– инструмент увеличения узнаваемости и лояльности к бренду, формирования
образа предприятия, как лидера и интегратора рынка.
- Интернет-портал
– инструмент внутреннего маркетинга (поиск и подбор персонала,
формирование кадрового резерва).
- Интернет-портал
– инструмент развития персонала и корпоративной культуры компании
(привлечение сотрудников к работе с системой управления, освоение культуры
«новой экономики»).
- Интернет-портал
– инкубатор отраслевых идей (обсуждения на форуме, публикация предложений,
объявление конкурса на поиск решений).
- Интернет-портал
– фактор развития внешнеэкономических связей предприятия (сбыт, снабжение,
инвестиции, кооперация).
Разумеется, это не все, а только
самые главные функции Интернет-портала. Возможности и роль web-ресурсов быстро
растет по мере развития сетевых технологий, созревания аудитории. Но уже можно
сказать, что даже имеющихся возможностей, которые дарит нам Интернет достаточно,
чтобы реализовывать на практике самые смелые маркетинговые и бизнес-идеи.
Бизнес-модели в
Интернете
Какие же есть модели
коммерциализации или извлечения пользы и выгоды из разрабатываемого отраслевого
Интернет-портала? Основные бизнес-модели здесь следующие:
- Рекламная
модель (размещение платной баннерной или контекстной рекламы, заказных
статей, презентаций, обзоров, анонсов).
- Арендная
модель (аренда интерактивных сервисов портала: мини-сайтов,
Интернет-магазинов, галерей).
- Абонентная
модель (взимание платы для получение по рассылке специальной информации,
за доступ к спецразделам портала, за возможность использования ценных для
посетителей функций: размещение вакансий, предложений, объявлений).
- Комиссионная
модель (получение процентного дохода по заключенным, благодаря порталу
сделкам).
- Торговая
модель (продажи: начиная от деловой литературы и исследований, заканчивая
реальными товарами).
- Консалтинговая
модель (заказы на сбор и мониторинг информации, на маркетинговые
исследования).
- Модель
экономии (уменьшение затрат и расходов благодаря оптимизации многих
бизнес-процесов).
- Коммуникативная
модель (организация канала интерактивных взаимоотношений с общественностью
- PR, инвесторами - IR, органами государственного управления - GR).
- Партнерская
модель (совместное продвижение и реализация взаимовыгодных проектов и
программ).
- Социальная
модель (получение, благодаря реализации web-проекта, значительного
социального, экологического, нравственного или духовного эффекта).
Данные модели не должны исключать друг
друга, а наоборот они могут прекрасно совмещать и дополнять одна другую,
максимально комплексно используя потенциал Интернет-портала.
Этапы и стадии
разработки отраслевого Интернет-портала
При запуске сложного
Интернет-проекта важно соблюсти условия поэтапности и комплексности. Как
подтверждает практический опыт автора статьи, именно игнорирование той или иной
стадии в разработке и развитии web-ресурсов чаще всего вызывает проблемы в
работе всего проекта. Основные стадии, через которые должен проходить любой
Интернет-проект следующие:
- Системные
маркетинговые исследования.
- Разработка
концепции Интернет-портала, креативной идеи и стратегии web-ресурса.
- Выбор
и регистрация правильного домена, приобретение надежной хостинг-площадки.
- Проектирование
структуры web-сайта, подготовка прототипа ресурса (общей блок-схемы всех
разделов и страниц).
- Проектирование
макета титульной страницы сайта (блоки, их размещение).
- Разработка
графического решения и дизайн титульной страницы веб-сайта.
- Проектирование
макетов внутренних страниц сайта, разработка дизайна внутренних страниц
сайта. Создание необходимых графических элементов.
- Верстка
страниц (HTML-кодирование страниц сайта, создание статической версии
сайта).
- Программирование
функциональности сайта. Установка, настройка и отладка системы управления
контентом и программных модулей. Доработка и оптимизация функциональных
модулей и компонентов.
- Размещение
и настройка веб-сайта на сервере.
- Тестирование
бета-версии веб-сайта. Внесение поправок и доработка.
- Начальное
заполнение веб-сайта контентом.
- Разработка
руководства по эксплуатации портала и работе с системой управления
контентом (CMS).
- Обучение
администратора будущего ресурса работе с порталом и системой управления,
вопросам оптимизации и продвижения сайта.
- Запуск
веб-сайта под доменом. Тестирование, испытание системы в работе,
исправление ошибок.
- Продвижение,
регистрация в основных поисковых системах и каталогах.
Некоторые из вышеперечисленных
стадий разработки и создания сайта можно объединить между собой, а в некоторых
случаях, наоборот, выделить промежуточные или подстадии. Самое главное при этом
не забыть о поэтапности и комплексности при проектировании web-ресурса.
Генеральные и
интегральные линии Интернет-проекта
Иногда задается вопрос: «На каких
стадиях в Интернет проект логичнее приглашать маркетологов и аналитиков,
креаторов, а на каких технических исполнителей и разработчиков»? И чаще всего
допускается ошибка, когда рольь маркетологов и аналитиков в проекте по
разработке web-ресурса считается оконченной после проведения маркетинговых
исследований. Точно также и о специалистах по поисковой оптимизации вспоминают
только тогда, когда пришло время продвижения ресурса. Поэтому автор статьи
заостряет внимание на том, что разработку web-сайта нужно на протяжении всех
вышеперечисленных стадий вести комплексно. Красными ленточками сквозь все
стадии разработки сайта идут бок о бок такие важные аспекты web-мастеринга,
как:
- Постоянное
и всестороннее исследование рынка, аудитории и всех внутренних вопросов
сайта и отношений к ним потенциальных посетителей web-ресурса и
потребителей бизнес-продуктов.
- Креатив,
творческая разработка элементов сайта на всех без исключениях стадиях
цикла создания web-ресурса, а не только на стадии концепции и дизайна.
- Поисковая
оптимизация web-сайта (SEO) должна начинаться с момента предварительных
маркетинговых исследований и проектирования ресурса и не прекращаться до
закрытия проекта и ликвидации сайта.
- Удобство
для посетителей и пользователей web-сайта, поиска информации, навигации и
всех интерактивных сервисов (Usability: User Centered Design – дизайн,
ориентированный на пользователя).
- Инновационный
подход в разработке и развитии тематического или отраслевого Интернет
портала. Подход выражается в постоянном и непрекращающемся развитии абсолютно
всех составных элементов проекта: «Живет только то, что развивается»!
- Стратегия
разработки и создания web-ресурса. Часто бывает так, что команда
Интернет-проекта отвлекается и уходит в сторону от генеральной линии,
забывая о поставленных перед порталом целях и тех задачах, которые
web-ресурс должен выполнить.
- Человеческий
фактор! Очень часто «лидеры» проектов забывают о том, что работа в проекте
должна быть интересной не только им самим, но и каждому члену команды
проекта. В этом причина неудач и провалов огромного количества
web-порталов.
- Гармония
внешних и внутренних интересов. От полноты согласования интересов всех,
как прямых или непосредственных, так и косвенных и потенциальных
участников всех системы и всех ее надсистем зависит уровень синергии в
реализации Интернет-портала. Чем больше заинтересованных в проекте лиц,
организаций, компаний, тем больше присутствует возможность содействия и
взаимовыгодного партнерства.
Это не полный список всех аспектов
web-разработки, которая в какой-то степени похожа на ювелирное мастерство: чем
больше количество аспектов учитывает команда проекта, тем многограннее, как
бриллиант, становится наше творение в Интернете.
Типовая структура
отраслевого Интернет-портала
Приведенная ниже информационная
структура не является универсальной, а публикуется автором статьи только в
качестве примера с разрешения заказчика, для которого она была разработана.
Созданию наиболее эффективной структуры, максимально отвечающей потребностям
проекта, всегда предшествуют системные исследования структуры отрасли,
потребностей предприятий и организаций, актуальных отраслевых проблем.
- Новости
отрасли. Раздел привлекает внимание посетителей сконцентрированным и
собранным в одном месте новостным материалом, посвященным отрасли.
- Отраслевая
аналитика. Более важной и глубокой чем новостная информация является
аналитика: результаты исследований, мнения независимых экспертов,
тенденции развития отрасли.
- Отраслевое
законодательство. Информация об изменениях в действующей по отношению к
предприятиям отрасли нормативно-правовой базе также приветствуется
посетителями.
- Календарь
мероприятий в отрасли. Раздел позволит посетителям сэкономить свое время,
которое раньше выделялось для мониторинга отраслевых выставок,
конференций, деловых форумов.
- Полезные
публикации. Размещение актуальных статей специалистов и экспертов отрасли,
информации, содержащей практические материалы привлечет определенное
количество посетителей, в том числе через поисковые системы.
- Каталог
компаний и фирм. Благодаря каталогу предприятий Интернет-портал
классифицирует и структурирует всех участников отрасли, помогая
посетителям с помощью системы поиска или рубрикатора быстро найти,
интересующую его организацию.
- Каталог
товаров и услуг. Каталог бизнес-продуктов может как независимым сервисом,
так и быть функционально связанным с каталогом предприятий и обеспечивать
еще большие удобства для Интернет-пользователя в получении необходимой
информации.
- Каталог
деловых предложений. Обмен коммерческими, инвестиционными, кооперационными
предложениями – это еще одна важная функция отраслевого web-ресурса.
- Раздел
«Кто есть кто»? Энциклопедия персоналий придает порталу немного
справочного характера и элемент небольшой интриги, если имеется еще и
возможность голосовать за уровень популярности игроков отрасли.
- Каталог
полезных ссылок. Это могут быть ссылки на тематические сайты, полезные
участникам отрасли, это могут быть ссылки на предприятия и организации, а
также ссылки на другие отраслевые порталы и партнеров Интернет-проекта.
- Анонсы
отраслевых СМИ. Возможность при посещении портала пробежаться и по
заголовкам новых выпусков тематических и отраслевых газет и журналов,
новостных лент других ресурсов придает порталу информационную
универсальность и полноту.
- Отраслевая
фотогалерея. Особенно интересен данный раздел и сервис для отраслей,
связанных с решением графических и визуальных задач (строительство,
архитектура, дизайн, изобразительное искусство).
- Карьера
в отрасли (вакансии и резюме). Раздел дает возможность привлечь внимание к
порталу не только существующих игроков, но и потенциальных кандидатов на
работу в организациях и компаниях отрасли.
- Отраслевая
библиотека. Сервис дает возможность увеличить информационную
привлекательность ресурса благодаря наличию на сайте специализированной
литературы, книг, статей, стандартов, инструкций, методик.
- Энциклопедия
отраслевых терминов. Раздел больше необходим для посетителей-клиентов
отрасли, которым часто довольно сложно ориентироваться в
специализированной лексике и особенностях отраслевой терминологии.
- Архив
файлов для скачивания. Данный сервис предоставляет доступ к бесплатному
отраслевому программному обеспечению, архивам полезных материалов по
прошедшим в отрасли мероприятиям.
- Открытки
отраслевой тематики. Это с одной стороны возможность участникам и игрокам
отраслевого бизнеса поздравить друг друга с профессиональными праздниками,
а с другой стороны – инструмент самопродвижения и самораскрутки портала.
- Отраслевой
юмор. Раздел дает психологическую разрядку и возможность отдохнуть
благодаря чтению профессиональных анекдотов, историй, веселых рисунков и
карикатур. Как, говорится: «В каждой шутке есть только доля шутки»!
- Отраслевой
форум. Наличия форума в рамках Интернет-портала – это преимущество как при
работе с постоянными посетителями, так и с точки зрения поисковой
оптимизации web‑ресурса.
- Отраслевой
информер. Разработка отраслевого информера в виде компактного баннера,
несущего в себе полезную и нужную ежедневно информацию, помогает
продвижению портала: данный баннер со ссылкой на него устанавливают
администраторы других web-ресурсов.
- Отраслевые
блоги. Блоги экспертов по различным животрепещущим вопросам также
увеличивают интерес к ресурсу, как со стороны самих профессиональных
экспертов, так и со стороны постоянных посетителей сайта.
- Отраслевой
чат. Сервис имеет смысл запускать на web-ресурсе, только в случае
достаточного для его нормального функционирования уровня посещаемости со
стороны целевой аудитории. В этом случае чат даст еще одно функциональное
преимущество для своих постоянных посетителей.
Данный перечень можно еще долго
дополнять всевозможными сервисами, разделами, подразделами. Все зависит от
технических и возможностей команды Интернет-проекта, правильности организации
ее работы, а также от нужд, потребностей и запросов потенциальных посетителей
ресурса.
Советы эксперта
Некоторые практические рекомендации
по разработке отраслевого или тематического Интернет-портала, с учетом
накопленного опыта автора статьи:
- Разработка
полноценного отраслевого Интернет-портала – это длительная по времени
работа, которая занимает 6 и более месяцев. Поэтому нами предлагается на
время разработки самого портала на его домен можно повесить какой-либо из
готовых функциональных блоков, например, форум и начать его заполнение и
постепенное продвижение. Это позволит эффективно использовать время ввода
проекта в эксплуатацию.
- Разработка
Интернет-портала со всем комплексом его функциональных возможностей –
сложная работа, которая может затянуться надолго, если вести нескончаемую
работу по шлифовке всех шероховатостей проекта. Поэтому, исходя из нашего
практического опыта разработки web-ресурсов, нами предлагается выводить
Интернет-портал в сеть для полного доступа посетителей поэтапно и
по-блочно по мере разработки и готовности подпроектов (ресурс уже может
функционировать в сети, если готов хотя бы, например, каталог компаний, а
затем постепенно привинчиваются другие блоки – биржа труда, торговая
площадка и так далее). Это позволяет быстро получить обратную связь с
пользователями, не затягивать запуск всего проекта и вести работы по
продвижению и популяризации web-ресурса.
- Лидерство
и мастерство. Специализируясь на проектировании и разработке крупных
корпоративных web-ресурсов и Интернет-порталов, автор данной статьи в
своей консалтинговой практике часто встречает одну из самых
распространенных ошибок в построении работы с Интернет-проектами.
Заключается эта ошибка в «неквалифицированном лидерстве», когда
руководитель Интернет-проекта познакомился из литературы или на курсах и
тренингах по лидерству с методиками управления командой, но из-за
недостаточности технологических умений и навыков не является авторитетом
для своих соратников. В этом случае зарождается множество подводных камней
и узких мест в проекте: от недопонимания, до игнорирования поставленных
задач. Рекомендация автора: возглавлять Интернет-проект должен web-мастер,
одинаково ориентирующийся во всех аспектах проектирования, отлично
представляющий реализацию всех стадий разработки, пользующийся
непоколебимым авторитетом и обладающий харизмой лидера.
Всех ошибок реализации web-проекта избежать просто не возможно,
самое главное при этом – учиться на ошибках, делать правильные выводы,
корректировать свою работу и продолжать идти вперед с постоянством цели. Нельзя
не согласиться со словами Соичиро Хонды, сказанными в свое речи во время
получения почетной докторской степени в Мичигане в 1974 году: «Фактически успех
- это только 1 процент вашей работы, а остальные 99 процентов - это неудачи».
Поэтому главное – идти вперед, пробовать, извлекать опыт и пользу из своих
ошибок, быстро оправляться после неудач и непрерывно совершенствовать свою
работу. Тогда разрабатываемый Интернет-портал действительно станет настоящим и
эффективным инструментом в системе маркетинга компании.
Источник: http://www.4p.ru |