Уж сколько лет твердили миру: не
поддавайтесь на рекламные уловки! Ориентируйтесь на собственный опыт! Но нет:
мы все равно как зачарованные продолжаем покупать только те товары, которым
поют хвалу по радио и телевизору. А других будто и вовсе не существует...
Реклама появляется там, где
возникает необходимость манипулировать чьим-то поведением. И хотя эту истину мы
усвоили прочно, вместо того чтобы кинуть в лицо хитроумным рекламщикам свое
возмущенное «Не верю!», продолжаем попадаться в их умело расставленные ловушки.
Уловка №1.
Супермаркеты
Исследования показали, что в больших
магазинах покупки часто совершаются не по заранее составленному перечню, а
импульсивно. Большую роль при этом играют внешний вид товара, его запах, цвет.
Маринады, фрукты, конфеты, пирожные, закуски - именно они составляют более 90
процентов «импульсных покупок». Вы наверняка не знаете, что для того, чтобы
«уговорить» покупателя выложить денежки, в некоторых отделах устанавливаются
генераторы различных запахов: свежевыпеченной сдобы, шоколада, копченостей и
маринадов.
Кроме того, не случайна и
расстановка товаров. На нижние полки выставляют обычно продукцию более низкой
цены, в расчете на то, что вы ее не заметите и приобретете аналог, стоящий
дороже, но размещенный на самом оптимальном для глаз месте - на средних полках.
Многие магазины практикуют
искусственное создание очередей (для этого, например, не все кассы запускают в
работу), чтобы задержать потребителя в магазине как можно дольше, особенно в
прикассовой зоне. Размещение «приятных» мелочей уже непосредственно у кассы
отнюдь не случайно. Рука сама собой тянется к жвачкам, шоколадным батончикам,
карамелькам в веселой упаковке. Вы берете эти, в общем-то, абсолютно вам не
нужные вещи просто так: цена не высока, да и есть чем занять себя во время
утомительного стояния в очереди.
Уловка №2. Телевидение
О том, что «свежее и аппетитное
мясо» в рекламном ролике подкрашивают красной краской, а в пиво, «которое вам
по нраву», добавляют пену для бритья, мы и не догадываемся. Красивая картинка в
сочетании с динамичным текстом, сулящим исполнение всех явных или скрытых
желаний, работает безотказно.
Главный рекламный постулат гласит:
«Люди покупают не ланолин, а надежду, не апельсины, а жизненную силу, не
автомобили, а престиж». Реклама на телевидении не просто информация о товаре,
она - его неотъемлемая часть. Созданный на экране образ мы идентифицируем
непосредственно с товаром, выставленным на полке в магазине, забывая о главном
магическом свойстве рекламы - приукрашивать действительность.
Кроме того, часто в телевизионной
рекламе используются приемы, подавляющие волевой контроль. Типичный пример
такого воздействия - любая реклама, начинающаяся со слов: «попробуй», «почувствуй»,
«испытай» и т.д. Нет, безусловно, рекламщики не тешат себя мыслью, что вы с
доверчивостью зомби воспримете эти слова как приказ к действию и ринетесь в
направлении ближайшего супермаркета пробовать, чувствовать и испытывать. Однако
если подобная реклама обрушится на вас в момент, когда ваше сознание наиболее
уязвимо и восприимчиво к любому виду внушения, например в часы вечерних
посиделок у телевизора, то эффект, что называется, будет. Измученный
колоссальными объемами дневной информации мозг к вечеру жаждет отдыха и
расслабления, порог критического внимания и уровень волевого контроля
значительно снижаются. И в этот самый момент, точно сирены к Одиссею, к вам
взывают с экрана с «выгодным» предложением. Да еще и не однократно, а каждые
30-40 минут. Устоять невозможно.
На следующий день при случайном
столкновении с рекламируемым товаром сработает принцип узнавания: «О, это ведь
то, что я должен был купить, испытать, почувствовать», - скажете вы себе и, не
задумываясь, переместите в принципе ненужную вам вещь в свою корзину.
Уловка №3. Радио
На билборде или в телевизионном
ролике информация дается однозначно, и порой покупателя может оттолкнуть даже
цвет, использованный на плакате, или внешность актера, снимающегося в сюжете.
Радио же стимулирует воображение.
При этом порой вы и не подозреваете,
что стали объектом рекламного воздействия. Например, во время информационного
сообщения, прочитанного диджеем в прямом эфире. Только отзвучал очередной
музыкальный хит, как ведущий оптимистическим голосом поведал вам о том, что
завтра в городе плюс двадцать два, курс доллара снизился на 3 копейки, а
полезные живые бифидобактерии - только в йогурте N. Вы проглатываете
информационный салат целиком и полностью, не утруждая себя подробным разбором
услышанного. Поскольку радиоведущие традиционно пользуются высокой степенью
доверия со стороны слушателей, такого рода сообщения оказываются максимально
эффективными.
Есть и более нестандартные решения,
как, например, интерактивные розыгрыши и викторины на радио под эгидой
какой-либо торговой марки. Такая реклама, развлекая, демонстрирует товар, а
слушатель думает, что он просто играет.
Уловка №4. Секс
Соблазнительные ножки, аппетитного
вида бюсты, накачанные бицепсы и трицепсы постоянно «атакуют» вас с экранов
телевизоров, обложек журналов и уличных билбордов. Спасибо доктору Фрейду,
объяснившему, что сексуальный инстинкт - один из самых сильных биологических
стимулов. Связывая его с нейтральным предметом, можно достичь нужных
результатов. Положительные эмоции, которые вы испытываете, разглядывая рекламу
с сексуальным подтекстом, автоматически переносятся и на логотип бренда,
скромно размещенный в левом верхнем углу (это так называемый «эффект ореола»).
После того как упомянутую рекламу в разных вариациях вы увидите энное
количество раз - в Интернете, в журнале или по телевизору, -
условно-рефлекторная связь между логотипом и сексуальными эмоциями прочно
закрепится в вашей голове.
Возможно, вскоре вы забудете
содержание рекламы, но, придя в магазин за покупкой, увидите знакомый логотип и
станете жертвой условного рефлекса. По каким-то непонятным причинам эта марка
понравится вам больше остальных. Она вызовет положительные эмоции, будет
ассоциироваться с чем-то возбуждающим, сексуальным.
Уловка №5. Кино
Разве вы думаете о том, что в фильме
или сериале присутствует скрытая реклама? Правильно, нет. Вы просто смотрите
увлекательное кино, ненароком замечая, что главная героиня Маша - преуспевающая
бизнес-леди - по утрам пьет кофе, ну, к примеру, марки «Nescafe», а ее муж Вася
- воплощение всех мыслимых мужских достоинств - бреется с пеной «Gillette». А
потом они садятся в свой автомобиль марки «Renault» и едут на работу.
Симпатии к героям переносятся на
предметы, с ними связанные. И если вы втайне мечтаете стать похожей на
исполнительницу главной роли, то нетрудно догадаться, какой кофе заварите себе
утром.
Как обойти ловушки?
Главная цель рекламщиков - заставить
вас совершить покупку под влиянием импульса. Вам только кажется, что вы хотите
приобрести увиденную вещь. Импульс - это результат внутреннего нервного
возбуждения, в нашем случае запрограммированного рекламой. Но человеческий
организм устроен таким образом, что на смену возбуждению обязательно придет
торможение, неизбежным последствием которого станет риторический вопрос: «Как я
мог купить ЭТО?».
Обезопасить себя от подобных
безрассудных поступков нелегко. Единственный выход - взять за правило принцип:
никогда не совершать покупок по инерции. Когда ваша рука уже потянулась к полке
с манящим предметом, остановитесь и задайте себе вопрос: «Почему я хочу купить
конкретно эту вещь?» Ответы типа «Я хочу, потому что хочу» не принимаются.
Постарайтесь аргументированно и четко сформулировать свою потребность именно в
этом продукте.
Ситуация значительно усложняется,
когда призыв к немедленному «купи» подкрепляется еще и выгодным предложением:
«скидка действительна лишь сегодня». Вот тогда-то вас лишают самого главного -
времени на раздумья. Поддавшись искусственно созданному ажиотажу, вы совершаете
опрометчивый шаг. И все же в подобной ситуации не мешает воспользоваться принципом
«семь раз подумай - один раз купи». Как правило, все распродажи длятся
достаточно продолжительный срок, а слова «скидка действительна только сегодня»
- не более чем специально подстроенная уловка, заставляющая покупателя быстро
принять решение о покупке.
Источник: http://www.privatelife.ru |