Суббота, 04.05.2024, 04:43
| RSS

Все о рекламе и PR в Днепропетровске

Главная Каталог статей
Меню сайта
Категории раздела
Советы и рекомендации [12]
Разное [14]
Форма входа
Реклама
Погода
Текущая погода
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Счетчики
Днепропетровск - каталог сайтов
widget
Калькулятор
Block content
Социальные сети
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Главная » Статьи » Полезности » Разное

    Краткий словарь архитектурных терминов

     

    Абак (греч. «доска») - верхняя часть капители. В греческом дорическом ордере – простая квадратная плита. Профиль тонкого абака ионического ордера квадратный или вогнутый, с желобом. В коринфском и композитном ордерах абак вогнутый со срезанными по диагонали углами.

    Адоб - высушенная на солнце, предварительно размятая красноватая глина, используемая для строительства в Латинской Америке и на юго-западе США.

    Алтарь (от лат. alta ara) - возвышенное место, самая важная часть христианского храма. Доступ в это сакральное пространство имеют только священнослужители. В античную эпоху этим словом обозначали жертвенник. Алтарем называют также престол, на котором совершаются таинства.

    Амфипростиль (от греч. amphiprostylos, от amphi – «с обеих сторон» и prostylos – «имеющий колонны с передней стороны») - тип древнегреческого храма, для которого характерен прямоугольный план и колонные портики на обоих торцевых фасадах. Продольные стены амфипростильных зданий обычно были гладкими и не имели никаких украшений. Примером амфипростиля может служить храм Ники Аптерос на афинском Акрополе.

    Антаблемент - в классической архитектуре верхняя горизонтальная часть здания, опирающаяся на колонны. Антаблемент состоит из архитрава, фриза и карниза. Иногда антаблемент (декоративный по своей функции) надстраивается над дверьми и окнами.

    Анты - выступы продольных стен здания, расположенные по бокам от входа. В древнегреческих храмах, получивших название «храмы в антах», между выступами стен ставили колонны портика. Примером здания этого типа может служить сокровищница Афинян в Дельфах.

    Апсида (от греч. hapsis – «свод») - полукруглый или граненый выступ здания. В древнеримских базиликах в апсиде находилось место судьи. В христианских храмах апсиды обычно располагались с восточной стороны, но были и двусторонне ориентированные церковные постройки с двумя апсидами – на востоке и на западе. В раннехристианских церквах у стены апсиды ставилось кресло епископа, по обе стороны от которого отводились места для высшего духовенства.

    Апсидиолы - небольшие полукруглые или граненые выступы церковного здания, в которых устраивали капеллы. В средневековых храмах апсидиолы обычно располагаются веерообразно вокруг апсиды или примыкают к восточной стене трансепта.

    Арабеска - сложный орнамент, сформировавшийся в искусстве мусульманских стран, основанный на бесконечном развитии и повторении декоративных мотивов (геометрических, эпиграфических и растительных).

    Арка (от лат. arcus – «дуга», «изгиб») - конструкция перекрытия, составленная из блоков клиновидной формы, поддерживаемая двумя опорами. Арка была известна уже в Древнем Египте и в Греции. В архитектуре Древнего Рима ее возможности были использованы в полной мере. Средневековое зодчество почти полностью основано на применении арочной конструкции. По форме кривой различают арки следующих видов: полуциркульные или полукруглые, стрельчатые, подковообразные (распространенные в исламской архитектуре), килевидные, ползучие (с расположением опор на разных уровнях), многолопастные и проч.

    Аркада (от франц. arcade) - ряд арок и поддерживающих их столбов или колонн. Аркады часто использовали для организации внутреннего пространства храмов и при устройстве галерей.

    Аркбутан - элемент готической архитектуры, служащий для передачи распора главного нефа контрфорсам – опорным элементам, расположенным снаружи по отношению к основному объему церковной постройки.

    Архивольт (от лат. arcus volutus – «обрамляющая дуга») - архитектурный элемент, представляющий собой обрамление арочного проема.

    Архитрав (от греч. archi – «главный» и лат. trabs – «балка») - балка, нижняя часть антаблемента, лежащая на абаках колонн. Дорический архитрав – гладкий, а в других ордерах может быть составлен из нескольких горизонтальных полос.

    Атрий (лат. atrium) - закрытый внутренний двор в древнеримских домах, в который выходили другие помещения. В центре атрия находился бассейн для стока дождевой воды (имплювий), попадавшей туда через отверстие в кровле (комплювий). Атрий с фонтаном для омовения, окруженный колоннадой или аркадой, традиционно находился перед входом в раннехристианские базилики. Атрий раннехристианской эпохи сохранился при церкви Сан Клименте в Риме. Значительно реже атрий можно видеть в романских постройках (при базилике Сант Амброджо в Милане).

    Аттик (от греч. attikos) - низкий этаж или глухой парапет над главным карнизом здания. Этим же словом обозначают жилой этаж, расположенный непосредственно под скатной кровлей.

    База (от греч. basis) - нижний элемент, основание столба или колонны. У колонн греческого дорического ордера не было баз. В других ордерах базы с разными профилями, разной высоты служат для зрительного расширения опорной, несущей наибольшую нагрузку части колонны.

    Базилика (от греч. basilike – «дом царя») - здание зального типа, вытянутое по продольной оси и разделенное продольными рядами колонн на нефы. В римских базиликах осуществлялось судопроизводство и заключались торговые сделки.

    Балдахин (итал. baldacchino) - навес над алтарем или троном, подчеркивающий их особое положение в пространстве собора. Самым грандиозным сооружением этого типа является балдахин собора св. Петра в Риме (архитектор Бернини).

    Балясина - колонка, составленная из вазоподобных форм с капителью и базой, служащая обычно опорой для верхней перекладины балюстрады или парапета.

    Барабан - цилиндр или многогранник, служащий основанием купола, опирающийся на своды здания. Обычно барабан прорезан оконными проемами. Этим же термином обозначают цилиндрические блоки камня, из которых составлялся ствол колонны.

    Веерный свод - тип свода, получивший распространение в английской перпендикулярной готике; образован ребрами (нервюрами) одинаковой длины и кривизны, веерообразно расходящимися от опор. Впервые веерные своды были использованы при сооружении клуатра собора в Глостере; в более развитой форме – в Королевской капелле в Кембридже.

    Волюта (лат. voluta – «завиток», «спираль») - архитектурная деталь в форме завитка, являющаяся частью ионической или композитной капители, реже – коринфской.

    Галереи – часть пространства храма; в архитектуре Западной Европы посредством галерей обеспечивался доступ паломников к капеллам с реликвиями, расположенным вокруг апсиды; на Востоке христианского мира на галереях во время службы стояли прихожане (чаще – наиболее знатные). Этим же термином обозначают и открытые помещения с колоннадами вокруг внутренних монастырских дворов.

    Гипостиль (от греч. hypostylos – «поддерживаемый колоннами») - большой зал с многочисленными колоннами, образующими регулярные ряды и поддерживающими перекрытие. Примером гипостильного зала может служить храм Амона в Карнаке.

    Гопура - надвратная башня в ансамбле индийского храма, представляющая собой высокую четырехгранную пирамиду, грани которой покрыты скульптурными рельефами.

    Горгулья - в готических сооружениях водоотвод (выступающая водосточная труба), как правило, оформленный в виде фигур разных фантастических существ, из пастей которых льются струи воды.

    Гротеск (итал. grottesco, от grotta – «грот») - резной или живописный орнамент, образованный из причудливо скомпонованных декоративных мотивов, а также растительных и животных форм. Так были названы лепные украшения Золотого дома Нерона (1 в.), заново открытые в эпоху Возрождения.

    Гутты (от лат. gutta – капля) - маленькие украшения в форме усеченных конусов, расположенные под и над триглифами дорического фриза. Гутты напоминают о происхождении дорического ордера из деревянной архитектуры.

    Деамбулаторий - полукруглая обходная галерея вокруг хора в готическом соборе. Из деамбулатория открывается доступ в капеллы.

    Дентикулы (от лат. denticulus – «зубец») - сухарики, маленькие прямоугольные выступы на карнизе ионического или коринфского ордера.

    Дорический ордер - один из трех греческих архитектурных ордеров. В греческом дорическом ордере колонны не имеют баз, неглубокие каннелюры перерезаны канавкой шейки под капителью, имеющей форму круглой подушки; фриз состоит из чередующихся триглифов и метоп. Римский дорический ордер отличается от греческого наличием баз у колонн и более стройными пропорциями последних. Дорический ордер сформировался на Пелопоннесе и в Греции в 7 в. до н.э.

    Замковый камень - камень, отмечающий верхнюю точку арки и расположенный на оси симметрии арочного проема.

    Зиккурат (аккадск.) - храмовая башня в Древней Месопотамии. Имеет квадратный план и ступенчатую пирамидальную форму. Наверху зиккурата находилось святилище. Зиккурат обычно был ориентирован по странам света. Его ступени окрашивались в разные цвета, самые светлые и яркие краски использовали для верхних ступеней.

    Импост (франц. imposte) - архитектурный элемент, помещаемый над верхней частью столба или капителью колонны, на котором покоится пята арки или свода.

    Ионический ордер - один из основных греческих ордеров, сформировался в конце 7–6 вв. до н.э. в Малой Азии и на островах Ионического моря. Колонны имеют более стройные пропорции, а все элементы богаче декорированы, чем в дорическом ордере. Капитель украшают спиралевидные завитки – волюты.

    Каннелюра (от франц. cannelure – «желобок») - вертикальная ложбинка на стволе колонны или пилястры. Каннелюры дорической колонны смыкаются друг с другом и прорезаны более глубоко; в других ордерах каннелюры разделены тонкими плоскими желобками.

    Капитель (позднелат. capitellum – «головка») - верхняя часть столба или колонны, имеющая особое пластическое оформление и отмечающая переход от вертикали ствола опоры к горизонтали лежащего на ней антаблемента. У каждого из классических архитектурных ордеров свой тип капители, соответствующий названию ордера; в Греции были известны дорический, ионический и коринфский; из древнеримской архитектуры пришли тосканский и композитный типы капителей. В эпоху Средневековья капители часто были резными, украшенными растительными мотивами изображениями животных и людей.

    Карниз (от греч. koronis – «завершение», «конец») - верхний элемент классического антаблемента. Вынос карниза, поддерживаемого консолями, соответствует свесу стропильной кровли и служит функции защиты поверхности стены от дождевой воды. В древнегреческих и древнеримских храмах карниз располагался непосредственно под кровлей. Однако карниз может играть и декоративную роль, отделяя один этаж от другого или обрамляя сверху двери и окна.

    Картуш (франц. cartouche, от итал. cartoccio – «сверток», «кулечек») - декоративный элемент, представляющий собой щит или частично развернутый свиток с гербом или эмблемой. Картушами украшали входы в парадные апартаменты, старинные карты и документы, произведения декоративно-прикладного искусства. Особой популярностью картуши пользовались в эпоху барокко.

    Кессоны - углубления на внутренней поверхности арки, свода или купола, чаще всего играющие декоративную роль.

    Клерестория - центральная, приподнятая над боковыми часть постройки с окнами, через которые в здание поступал свет. Наиболее часто этот архитектурный элемент можно встретить в раннехристианских базиликах.

    Клуатр (франц. cloitre, от лат. claustrum – «закрытое место») - двор, огороженный со всех четырех сторон крытыми арочными галереями. Клуатр – типичный элемент средневекового монастыря. В открытой части клуатра устраивали газоны, фонтаны и садики.

    Колонна (от лат. colomna – «столб») - вертикальная опора, как правило, круглая в сечении, несущий элемент ордерной конструкции. В античной архитектуре главная часть колонны – ствол – увенчан капителью и имеет в основании (во всех ордерах, кроме дорического) базу. Ствол колонны обычно утончается кверху; иногда его прорезают неглубокие вертикальные бороздки – каннелюры.

    Колоннада (франц. colonnade) - ряд колонн, поддерживающих архитрав или перекрытие. Может

    Колоссальный ордер - декоративный ордер, который, будучи наложенным на стену здания, охватывает сразу несколько этажей.

    Композитный ордер - Сформировался в древнеримской архитектуре и представляет собой несколько усложненную версию коринфского. К привычной коринфской капители, состоящей из рядов листьев аканфа, добавляются волюты, характерные для ионического ордера. Высота композитной колонны обычно равна десяти ее диаметрам в основании.

    Композиция - расположение частей сооружения по отношению друг к другу и к целому.

    Консоль (франц. console) - горизонтальный выступ или часть балки; консоли используются в качестве опор для галерей, балконов и антаблемента, а также как постаменты для скульптуры и декоративных ваз.

    Коринфский ордер - один из трех греческих архитектурных ордеров; его особенностью является высокая колоколообразная капитель, состоящая из двух рядов листьев аканта. Впервые коринфский ордер был применен в храме Аполлона в Бассах (вторая половина 5 в. до н.э.), но популярен стал уже в эпоху эллинизма. Обычно диаметр основания коринфской колонны 10 раз укладывается в ее высоте.

    Крестовый свод - свод, образующийся при пересечении двух одинаковой высоты цилиндрических сводов под прямым углом. Крестовый свод требует наличия четырех свободностоящих опор, легко соединяется с другими крестовыми или цилиндрическими сводами и позволяет осветить здание со всех четырех сторон.

    Крипта (от греч. krypte – «крытый подземный ход», «тайник») - перекрытые сводом подземные помещения под алтарной частью церкви, предназначенные для захоронений.

    Кронштейн (от нем. Kragstein) - выступ стены или косая подпорка, имеющая небольшой вынос, поддерживающая балкон или карниз.

    Кружало - временная деревянная конструкция, используемая при возведении арки или свода.

    Купол (от лат. cupula) - полусферический или иной сходный по форме свод, которым можно перекрыть пространство, имеющее в основании круг, многоугольник или эллипс. Купол может опираться на цилиндрический барабан или квадратные и многоугольные в плане части здания; в последнем случае для перехода от нижнего кольца купола к квадрату или многоугольнику используются специальные конструктивные элементы – паруса и тромпы.

    Ложный свод - свод, образованный горизонтальными рядами кладки, нависающими один над другим. Выступы образующих ложный свод кирпичей или камней нередко частично стесывали по диагонали, чтобы получить гладкую поверхность. Ложный свод широко использовался в архитектуре микенской Греции и государства майя.

    Ломаная кровля - кровля, боковые скаты которой образованы двумя плоскостями, причем верхняя имеет более сильный наклон относительно вертикальной оси, чем нижняя. В случае мансардной кровли нижняя поверхность ломаной кровли располагается почти вертикально.

    Люнет - часть поверхности вертикальной стены, ограниченная снизу горизонталью, а сверху дугой арки или свода.

    Мастаба - тип гробниц египетской знати в эпоху Древнего Царства. Слово «мастаба» происходит от арабского обозначения скамьи, вероятно из-за сходства с ее формой. Прямоугольная в плане, с наклонными стенами, мастаба представляет собой монолит с небольшой погребальной камерой – сердабом – внутри, где хранились подношения и скульптурные изображения усопшего, и молельней, в которую можно было войти снаружи.

    Метопа - тонкая мраморная плита, расположенная между триглифами в дорическом фризе. Метопы обычно украшали рельефами, изредка живописью.

    Минарет (от араб. манaра – «маяк») - в исламской архитектуре башня с галереей наверху, откуда муэдзин призывает мусульман на молитву.

    Михраб (араб. – «святилище») - в исламской архитектуре молитвенная ниша в стене мечети, обращенной к Мекке. Обычно к михрабу ведут несколько ступеней.

    Модульон (франц. modillon) - кронштейн в форме волюты, украшенный рельефным листом аканта. В ионическом и коринфском ордерах модульоны поддерживают карниз.

    Мутулы (от лат. mutulus) - каменный выступ под выносной плитой карниза дорического ордера. Этот архитектурный элемент напоминает концы обшивки кровли деревянного храма, в которые снизу были вбиты колышки – гутты.

    Нартекс - вестибюль в раннехристанских и византийских церквах, как правило, примыкавший к западной части здания. Во время церковной службы там находились оглашенные – люди, готовившиеся принять крещение.

    Неф, корабль (франц. nef, от лат. navis – «корабль») - вытянутое по продольной оси помещение (обычно в античных базиликах и церковных зданиях базиликального типа последующих эпох). Нефы отделялись друг от друга рядами опор, несущих арки или антаблемент. Боковые нефы обычно ниже и уже, чем главный неф.

    Облом - то же что и Профили архитектурные (см.)

    Ордер - система несущих и несомых частей стоечно-балочной конструкции. В древнегреческой архитектуре сложилось три ордера: дорический, ионический и коринфский. Римляне добавили к ним тосканский и композитный. В 16 в. Филибер Делорм предпринял попытку создания французского ордера, а в 19 в. Бенджамин Латроб придумал американский ордер, в котором листья аканта были заменены кукурузными початками и табачными листьями.

    Пагода (от санскр. бхагават – «священный») - буддийское мемориальное сооружение и хранилище реликвий, обычно имеющее вид башни, состоящей из нескольких ярусов-этажей, каждый из которых имеет собственную кровлю.

    Парус (пандатив) - сферический треугольник, нижний угол которого опирается на столб, а верхняя дуга вместе с дугами других парусов лежит в основании купола. Паруса стали применять в позднеримскую эпоху, их регулярное использование началось в архитектуре Византии с эпохи Юстиниана.

    Периптер (от греч. peripteros – «окруженный колоннами») - прямоугольное в плане сооружение, окруженное со всех сторон колоннадой.

    Перистиль (от греч. peristylos – «окруженный колоннами») - открытый двор, окруженный колоннадой. В древнегреческой архитектуре перистиль известен с 4 в. до н.э., но широкое распространение получил только в эллинистическую и древнеримскую эпохи.

    Пилон (от греч. pilon – «вход», «ворота») - монументальный фасад древнеегипетского храма, образованный мощными башнеобразными объемами с наклонными стенами, поставленными по обе стороны от дверного проема. Поверхность пилона украшали фресками и рельефами. Перед пилоном устанавливали статуи фараона.

    Пилястра (от лат. pila – «колонна», «столб») - плоский вертикальный выступ на поверхности стены. Пилястры имеют те же ордера и те же составные части (капитель, ствол, базу), что и колонны. Их роль заключается в декоративном членении поверхности стены.

    Пинакль (франц. pinacle) - небольшая декоративная вертикальная конструкция – башенка или столбик, устанавливаемая на контрфорсы, парапеты или по углам башни.

    План - горизонтальная проекция сооружения или архитектурного комплекса. Как правило, для создания плана используют сечение здания немного выше уровня главного этажа, что позволяет видеть на нем расположение дверных и оконных проемов. Часто план делается отдельно для каждого этажа. На плане могут быть отображены также уровень пола, рисунок ребер свода, конструкция потолка.

    Подиум (лат. podium) - платформа или пьедестал (обычно прямоугольный в плане), на котором устанавливали античные храмы.

    Полуколонна - колонна, частично утопленная в толщу стены. Обычно полуколонны входят в состав наложенной на стены зданий ордерной декорации.

    Портик (лат. porticus) - огражденная колоннадой терраса перед одним из фасадов здания. Колонны или арки портика завершаются сверху фронтоном или аттиком.

    Пролет - ячейка внутреннего пространства сооружения, обычно с окном и иногда с собственным сводом, границы которой отмечают центры соседних опор.

    Пропорции (от лат. proportio – «соотношение», «соразмерность») - соотношение частей сооружения, а также отдельных частей и всего сооружения в целом. Представления о пропорциях возникли из практической деятельности архитекторов и художников. Наиболее приятными для глаза считаются пропорции «золотого сечения».

    Простиль (от греч. pro – «впереди», stylos – «колонна») - прямоугольное в плане сооружение с колонным портиком с одного торца. Примером постройки этого типа может служить храм Диониса в Пергаме (2 в. до н.э.).

    Профили архитектурные - обломы, архитектурные элементы в форме узкой полосы, прямолинейной или криволинейной в сечении. Профиль может выступать из поверхности стены или быть врезан в нее. Криволинейные профили, выпуклые, вогнутые или композитные, составлены из отрезков окружности или эллипса.

    Псевдопериптер - сооружение с портиком с одного или обоих торцов и приставленными к остальным двум или трем стенам полуколоннами, как в Мезон Карре в Ниме (1 в. до н.э.).

    Пучковая опора - мощный несущий элемент готической архитектурной конструкции, составленный из нескольких тонких колоннок. Благодаря дроблению на множество вертикальных составляющих подобные опоры не выглядят слишком массивными.

    Пята арки - части стены, столбы или колонны, служащие опорами арочной конструкции.

    Ребро свода - силовой элемент, как правило, имеющий вид тонкой арки, выделенной рельефом, а иногда цветом. Ребра могут играть и чисто декоративную роль, не неся никакой нагрузки.

    Руст - декоративная обработка фасадов зданий, имитирующая рисунок каменной кладки.

    Саман (тюрк. – «солома») - материал, приготовленный из соломы и жидкой глины. Из этой смеси делали кирпичи, которые не обжигали, а высушивали на солнце.

    Свод - перекрытие, созданное на основе арки. Наиболее распространенные формы свода: цилиндрический, крестовый (образующийся при пересечении двух цилиндрических сводов под прямым углом), и сомкнутый (образованный частями цилиндрического свода, опирающимися на стены). Сложные своды эпохи Средних веков представляют собой видоизменения крестового свода, опирающиеся на систему ребер.

    Связная система - архитектурная система, широко использовавшаяся в средневековом церковном строительстве, основанная на чередовании тяжелых и легких опор, поддерживающих крестовые своды. В романской архитектуре Ломбардии (впервые связная система была использована в базилике Сант Амброджо в Милане) два крестовых свода в боковых нефах соответствуют одному в главном. Меньшие и более простые по конструкции опоры поддерживают только своды боковых нефов, а на более массивные и сложные опираются своды главного нефа. Когда в Нормандии изобрели шестичастный свод, меньшим опорам стало соответствовать промежуточное поперечное ребро свода главного нефа, а бoльшим – главные поперечные и диагональные ребра. Эту систему продолжали использовать и в ранней французской готике.

    Слуховое окно - вертикальное окно, расположенное над наклонной кровлей.

    Софит (от итал. soffitta – «потолок») - обращенная вниз поверхность арки или потолочной балки.

    Средник - вертикальная каменная или деревянная перемычка окна или двери.

    Средокрестие - зона церковного здания, образующаяся на месте пересечения главного нефа и трансепта.

    Сталактиты - декоративные элементы, расположенные на внутренней поверхности куполов, сводов, на тромпах и парусах в виде маленьких призматических выступов, нависающих рядами друг над другом. Их облик напоминает пчелиные соты. Использование сталактитов характерно для мусульманской архитектуры.

    Стилобат - верхняя ступень основания древнегреческого храма.

    Стоечно-балочная конструкция - способ формообразования в архитектуре, известный с глубокой древности и основанный на взаимодействии несущих (вертикальных опор) и несомых (горизонтальных балок) частей здания.

    Стук (стукко, штук) - материал для отделки архитектурных элементов и стен (полированный до блеска гипс с добавками).

    Ступа (санскр. – «макушка», «куча земли», «камней») - в буддийской архитектуре Индии монолитное мемориальное сооружение. Часто ступы служили реликвариями. Обычно ступа окружена квадратной в плане оградой с четырьмя воротами, ориентированными по сторонам света.

    Источник: http://stroiportal.ucoz.ua

    Категория: Разное | Добавил: Stalker (03.11.2010) | Автор: Игорь (Stalker) Колохин
    Просмотров: 1196 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Поиск
    Наши проекты
  • Путеводитель начинающего маркетолога
  • Прикольная реклама (самые смешные рекламные ошибки и ляпы)
  • Мифы, которые нас окружают
  • Копилка интересных фактов (интересные и занимательные факты о мире вокруг нас)
  • Все о ремонте, отделке помещений и строительстве в Днепропетровске
  • Реклама
    Реклама
    Теги
    Flag Counter
    free counters
    Free counters
    Праздники
    Copyright MyCorp © 2024
    Используются технологии uCoz